Download
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗ
Microsoft Word Document 25.3 KB

Памятка по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

В соответствии с законодательством Российской Федерации в системе профилактики безнадзорности и правонарушений употребляются следующие основные понятия:

Несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.

Безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого, отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.

Беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации – дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы насилия; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

Правонарушение - родовое понятие, означающее любое деяние, нарушающее какие-либо нормы права, и представляет собой юридический факт, предусматривающий противоправное виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности. За правонарушение законом предусматривается соответственно гражданская, административная, дисциплинарная и уголовная ответственность.

Административное правонарушение - противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Административным Кодексом Российской Федерации или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению обучающихся и семей, находящихся в социально- опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных деяний.

Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - , лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные деяния.

Семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая обучающегося, находящегося в социально-опасном положении, а также семья, где родители (законные представители) обучающегося не исполняют своих обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на его поведение либо жестоко обращаются с ним.

Внутришкольный учёт - система индивидуальных профилактических мероприятий, осуществляемая образовательным учреждением в отношении обучающегося и семей, находящихся в социально-опасном положении, которая направлена на:

-предупреждение безнадзорности, правонарушений и других негативных проявлений в среде обучающихся;

-выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности и правонарушениям обучающихся;

-социально-педагогическую реабилитацию обучающихся и семей, находящихся в социально-опасном положении.

Причины правонарушений и преступлений несовершеннолетних

Преступление - крайняя форма неуважения к общественным установкам, когда человек переступает черту, положенную законом.

Совершение преступления подростком показывает, что подросток далеко отошел от границ допустимого. Но мгновенного падения в моральные пропасти не бывает. Поэтому важно выяснить причины, приведшие подростка к правонарушению или преступлению.

Семейное неблагополучие

Семья - важнейший институт социализации подрастающего поколения. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей. Какую бы сторону жизни ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в эффективности на том или ином возрастном этапе развития личности не может сыграть ни одно общественное или государственное учреждение, как бы ни было оно совершенно. Отсутствие родительской семьи или семейное неблагополучие, напротив, почти всегда создает реальные сложности в формировании детей и подростков, преодолеть которые обществу до сегодняшнего дня не удается.

Неблагоприятное бытовое окружение

Это одна из распространенных причин правонарушений среди подростков. Превращение большой семьи в малую, рост числа однодетных и неполных семей, дезорганизация семьи повысили необходимость для детей искать общения вне дома как своеобразную компенсацию дефицита эмоциональных контактов с родителями. В школе, где он успевал, ему тоже плохо. Таким образом, из трех основных сфер жизнедеятельности подростка: семья, школа, досуг - в двух ему плохо.

Уходя от несвободы семьи и школы, подросток попадает в несвободу неформальной группировки. И что печальнее всего, многие из них не хотят разрывать с такой группой. Она гармонизирует его бытие - обеспечивает видимость порядка, защиту, престижность положения.

Средства массовой информации

Если говорить о влиянии на ребят средств массовой информации, нужно в первую очередь отметить их информационное воздействие. Они образуют систему неформального образования, существенно отличающуюся от системы обучения в учебных заведениях.

Кино и телевидение являются мощными источниками формирования навыков агрессивного поведения. Посредством телевидения дети и подростки получают многочисленные возможности обучения широкому спектру форм агрессии, не выходя из дома.

Подстрекательство со стороны взрослых

Известно, что немало преступлений подростки совершают под воздействием взрослых. Подстрекательство - это не только склонение, но и вовлечение в преступление. Подстрекатели любыми способами стремятся сделать несовершеннолетних зависимыми, увлекают их ложной романтикой, разлагают бездельем, пьянством и наркоманией.

Низкая правовая грамотность

Правовая безграмотность - одна из причин правонарушений и преступлений несовершеннолетних. Учащиеся не всегда знают, что некоторые моральные запреты санкционированы законом, и многие поступки не только не допустимы с точки зрения нравственности, но и влекут за собой ответственность по закону.

Кража вещей, рэкет, поломка телефонов-автоматов, драки с нанесением телесных повреждений, истязания - все это совершается подростками, нередко находящимися в неведении об ответственности за содеянное.

Правовое образование в школе

Правовое воспитание является одним из видов профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних.

Правонарушения - противоправные деяния, причиняющие вред обществу и караемые по закону;

Правовое воспитание - процесс организованного воздействия на личность, формирование правового сознания и поведения юного гражданина. Правовое воспитание ориентировано на осознанное восприятие юридических законов, правовых норм и обязанностей;

Правовая норма - идеальная модель должного поведения человека любого возраста в обществе;

Правовая культура – разновидность общей культуры; отражает определенный уровень правосознания, законности, охватывает все ценности, которые созданы людьми в области права.

Правовой нигилизм – полное отрицание всего, полный скептицизм, постоянное противопоставление себя сложившейся системе.

Правовое образование, воспитание и просвещение населения России находится в центре внимания современного российского общества.

Административное право

Административным законодательством предусмотрена административная ответственность, которая выражается в мерах административного наказания. Основой административного наказания является административное правонарушение.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.

Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет (ст. 2.3 КоАП РФ). Ответственность за административное правонарушение , совершенное несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, несут родители или иные законные представители (опекуны, попечители). С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Уголовное право

Преступление – виновное общественно опасное, противозаконное, или противоправное, деяние (действие или бездействие), подпадающее под запрет уголовного закона. Преступления предусмотрены Особенной частью Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ).

Уголовная ответственность – один из видов юридической ответственности. Она является правовым последствием совершения преступления и заключается в применении к виновному государственного принуждения в форме уголовного наказания.

В соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации уголовная ответственность несовершеннолетних наступает с 16 лет за все виды преступлений, обозначенных в Уголовном кодексе Российской Федерации.

Но за строго определенный ряд преступлений, перечисленных в статье 20 УК РФ, уголовная ответственность наступает с 14 лет:

-убийство (ст. 105);

-умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111);

-умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст.112);

-похищение человека (ст. 126);

-изнасилование (ст. 131);

-насильственные действия сексуального характера (ст. 132);

-кража (ст. 158);

-грабеж (ст. 161);

-разбой (ст. 162);

-вымогательство (ст. 163);

-неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (ст. 166);

-умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (ст. 167 ч. 2);

-терроризм (ст. 205);

-захват заложника (ст. 206);

-заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207);

-хулиганство при отягчающих обстоятельствах (ст.213 ч.2 и 3);

-вандализм (ст. 214);

-хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и -взрывчатых устройств (ст. 226);

-хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (ст. 229);

приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267).

Жестокое обращение с детьми - действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

Выделяют несколько видов жестокого обращения: физическое, сексуальное, психическое (эмоционально дурное обращение) насилие, отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребенка).

Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком.

Формы насилия над детьми

Физическое насилие - действия (бездействие) со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое и умственное здоровье ребенка нарушается или находится под угрозой повреждения.

Отсутствие заботы о детях (пренебрежение основными потребностями ребенка) - невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, медицинском обслуживании, присмотре.

Психическое насилие (эмоционально дурное обращение с детьми):

- обвинения в адрес ребенка (брань, крики);

- принижение его успехов, унижение его достоинства;

- отвержение ребенка;

- длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей;

- принуждение к одиночеству;

- совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям;

- причинение боли домашним животным с целью запугать ребенка.

Сексуальное насилие над детьми - любой контакт или взаимодействие, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции.

Виды ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с детьми,

в соответствии с российским законодательством

В российском законодательстве существует несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком.

Административная ответственность

Лица, допустившие пренебрежение основными потребностями ребенка, не исполняющие обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, подлежат административной ответственности в соответствии со ст. 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних».

Уголовная ответственность

Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность лиц за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей - за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них.

Преступления против жизни и здоровья - ст. 110 (доведение до самоубийства); ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью); ст. 112 (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью; ст.113 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта); ст.115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью); ст.116 (побои); ст.117 (истязание); ст. 118 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности); ст. 119 (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью); ст.125 (оставление в опасности); ст.124 (неоказание помощи больному).

Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности - 131 (изнасилование); ст.132 (насильственные действия сексуального характера); ст.133 (понуждение к действиям сексуального характера), ст. 134 (половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста); ст. 135. (развратные действия).

Преступления против семьи и несовершеннолетних - ст. 156 (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего); ст. 157 (злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей).

Гражданско-правовая ответственность

Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством:

- лишение родительских прав (ст. 69 Семейного кодекса Российской Федерации);

- ограничение родительских прав (ст. 73 Семейного кодекса Российской Федерации);

- отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст. 77 Семейного кодекса Российской Федерации).

 

В современных условиях правовое воспитание необходимо для того, чтобы пропагандировать безопасный и здоровый образ жизни среди молодежи, оно играет большую роль в борьбе с подростковой преступностью и насилием, создает благоприятные условия для развития личности, направляет энергию подростков в позитивное русло и учит их разрешать конфликты социально-приемлемым образом.

Подростковая преступность как проблема современного общества

Матафонова Т. Н., Золотарева Л. Н., Колесникова Е. В., Севостьянова Л. М., Котлова Н. В. Подростковая преступность как проблема современного общества [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2019 г.). — Краснодар: Новация, 2019. — С. 4-6.

Подростковая преступность с каждым днем становится бичом современного общества и приобретает особую значимость. Подростковый возраст, переломный возраст в развитии ребенка, перехода из детства во взрослую жизнь. В ходе формирования и развития личности этот возраст считается проблемным. Это время приспособления подростка к условиям жизни в обществе, когда они еще не умеют ориентироваться в пространстве взрослых. Жестокая реальность современной жизни зачастую подросткам не оставляет иного выбора, как нарушать закон в целях самосохранения или самоутверждения. Человек, как личность не может развиваться вне общества. Ему необходимо межличностное общение, единение взглядов и общих интересов. Стремление к познанию чего–то нового, необычного не редко, приводит подростков в криминальную группировку. Правонарушения, совершаемые несовершеннолетними, являются распространенными явлениями в современном мире. Необходимо понять, почему так происходит. В подростковом возрасте правонарушения совершаются в основном в составе группы, чем объясняется потребность ребенка в интимно-личностном общении, самовыражении, самоутверждении. И в то же время предоставляется возможность переложить совершенное деяние на членов группы, тем самым облегчив себе наказание. В группе, у подростка складывается чувство защищенности, анонимности при совершении правонарушений. Нахождение подростка в асоциальной группе является фактором риска для совершения им преступления, поэтому необходимо вести работу по предотвращению неформальных групп правонарушителей. Такие группы влияют на формирование взглядов, противоправных установок, норм поведения детей, толкают к совершению противоправных действий. Собственно, главную проблему для подросткового возраста составляет несоответствие объективных условий и возможностей целям, устремлениям, желаниям подростка. Это «противоречия между духовными и материальными потребностями подростков, их родителями и реальными возможностями их удовлетворения — все эти процессы и явления применительно к подросткам создают на макроуровне негативные условия для их жизни и воспитания и тем самым могут способствовать негативным девиациям» [3, стр. 3] Основные причины, которые способствуют девиантному поведению несовершеннолетних, это: ‒ Влияние семьи, где происходит усвоение ребенком образца межличностных отношений, усвоение умений стоить свою будущую жизнь согласно нормам общества. В основном, подростки с девиантным поведением выходят из семей с низким социальным статусом, трудным материальным положением, они берут пример с асоциального поведения их родителей. В неблагополучных семьях отсутствует контроль над поведением, времяпровождением ребенка. Влияние семьи на воспитание ребенка может быть как прямое, так и косвенное. Прямое отрицательное влияние семьи заключается в том, что противоправное поведение со стороны родителей и других старших членов семьи (злоупотребление алкоголем, аморальное поведение, тунеядство, и т. д.) непосредственно подаёт отрицательный пример детям. Косвенное отрицательное влияние семьизаключается в потакании аморальным поступкам детей, неумеренное удовлетворение потребностей и запросов, освобождение от семейных обязанностей, т. е. балование. В результате у таких избалованных подростков формируется эгоизм, завышенные притязания, неуважение к другим людям, игнорирование их интересов, безответственность и т. п. [2, стр. 319] Не редко бывает, когда родители не желают понимать своего ребенка, не уделяют должного внимания его досугу, который ребенок не может выбрать самостоятельно, так же испытывает трудности в учебе. Дети, обделенные вниманием, чувствуют себя неполноценными, не способными преодолевать трудности. В результате образуется много свободного времени, не зная, куда себя деть, они образуют группы по интересам по месту жительства, не исключено, что эта группа не может носить криминальный характер. ‒ Влияние ближайшего окружения, в котором образуется свой круг общения, появляются новые друзья и знакомые. По мере взросления подросток копирует поведение сверстников, которые являются источником информации, что служит для формирования новых взглядов и оказывают на него большое влияние. Ближайшее окружение дает подростку чувство внутренней защищенности, возможность к самореализации. В ближайшем окружении могут оказаться не только люди социально благополучные, но и асоциальные. Как правило, асоциальные субъекты образуют преступную группу, которая демонстрирует перед ее новым членом приемы психологической защищенности, доверия, взаимопомощи. ‒ Неприятие личности коллективом, где ребенок становится «изгоем общества». Его не принимает коллектив по каким-либо причинам. Подросток чувствует одиноким, ненужным. Он стремится всякими способами выйти из состояния незащищенности, неприкаянности. Таких ребят охотно принимает криминальная группа, гарантируя ему поддержку, понимание, физическую и материальную защиту. ‒ Неправильное истолкование информации. Подростковый возраст — это возраст подражания кумирам, копирование внешнего их вида и поведения. Они стремятся быть похожими на мужественных героев кино, литературы, на авторитетных сверстников. В конечном итоге, такое подражание приводит детей к увлечению вредными привычками, это табакокурение, употребление наркотических веществ, алкогольной продукции, а также к криминальному и асоциальному поведению. Дети, увлекаясь просмотрами кинофильмов, компьютерными играми с демонстрацией сцен насилия и убийства проявляют желание осуществить их в реальности. Преступления подростки, в основном, совершают группой, так как в силу своего возраста нуждаются в общении со сверстниками. Попадая в криминальную группу, они вовлекаются в деятельность негативной направленности, на которую в одиночку они вряд ли отважились. Группы несовершеннолетних правонарушителей не возникают «на пустом месте». Их образованию способствует множество взаимосвязанных условий и причин, например, такие, как недостатки семейного, школьного, общественного воспитания, а субъективными предпосылками их возникновения — личностные особенности подростков и их взаимодействие с социальной микросредой. [1, стр. 92–98] Изначально подростки не объединяются в группы для совершения правонарушений. На данном этапе их объединяет интимно-личностное общение, новые знакомства, новые впечатления, желание найти компанию друзей. Попадая в группу, каждый подросток стремиться реализовать себя, самоутвердиться, принять участие в совместной деятельности. Подросток, который не смог примкнуть к какой-либо молодежной группе чувствует себя изгоем, развивается комплекс неполноценности, ненужности. Таким детям присуще агрессивное поведение, плохая успеваемость, непослушание. Их, как правило, отвергает общество, понижается оценка в глазах родителей, учителей, сверстников. Подростки, не способные проявить себя в учебе, общении стремятся найти для себя оптимальный круг общения, пытаются найти среду, где ему будет комфортно. Несовершеннолетние, не принятые нормальным обществом, образуют преступные группировки. Причинами объединения подростков в группы криминалистической направленности разнообразны — это и общность интересов, и похожие судьбы, и недовольство своим социальным статусом, и общие цели. Как правило, такие группы создаются во время досугового времяпровождения, которое не контролируется педагогами и родителями, где ребенок может получить как физическую, так и эмоциональную поддержку, обрести чувство защищенности, избавит от одиночества. Подростки с отклоняющимся поведением не умеют самостоятельно распределять свое время. Если во время учебного процесса подросток чувствует скуку, то атмосфера преступной группы, в которой присутствуют различные атрибуты и ритуалы уголовной направленности кажется ему интересной. В основном такие группы совершают разбойные нападения, кражи, грабежи, насильственные преступления. Предметами посягательств являются — деньги, драгоценности, телефоны, автомобили и т.д. Подросток, который совершил преступление, отличается от других сверстников не сдержанным, агрессивным поведением, склонностью к созданию конфликтных ситуаций, неумением подчиняться. Такие дети испытывают трудности в социальной адаптации. Несовершеннолетний, совершивший преступление не всегда согласиться с тем, что он совершил противоправный поступок. К противоправному деянию относится как к приключению. Не редко такие дети, попадая в «группу риска», помещаются в реабилитационные центры для несовершеннолетних. Перед педагогами и психологами стоит серьезная задача перевоспитания подростка, преступившего закон. Работа должна быть направлена на психологическую эмоциональную поддержку подростков, включающая в себя профилактические занятия, а также работа с родителями. Встает вопрос в необходимости составления реабилитационных и коррекционных программ, в которых определяются основные направления работы с подростками-нарушителями. Наиболее эффективные направления работы — это гражданско-правовое просвещение, профилактика правонарушений среди несовершеннолетних. Педагогу, работающему с подростками — нарушителями необходимо продумывать разнообразные формы занятий, например, беседы, дискуссии, лекции о нормах и правилах поведения в обществе; игры, как средство самовыражения подростка, где он может проанализировать свое поведение или поступок и другие. Следует помнить, что подростки, в силу своих возрастных особенностей, не могут долго выполнять однообразную работу или находиться долго в одном и том же окружении. Они нуждаются в постоянной смене впечатлений. Необходимо увлекать подростка в интересную, увлекательную деятельность, требующую творческого подхода в соответствии с их психическими и физическими возможностями. Большое внимание нужно уделять вовлечению несовершеннолетних к занятиям спортом, привитию санитарно-гигиенических навыков. Профилактическая работа с подростками — это длительный и кропотливый труд, позволяющий решить не только сиюминутную проблему ребенка, но и предотвратить в дальнейшем совершение им неблаговидных поступков.

К вопросу о некоторых проблемах подростковой преступности в современной России


Ваулина А. А. К вопросу о некоторых проблемах подростковой преступности в современной России // Молодой ученый. — 2019. — №4. — С. 289-292.

 

В данной статье на основании изучения теоретического и практического материала анализируется современное состояние общественной жизни в России, которая обретает характер резкого обострения негативных тенденций и процессов, связанных с преступностью, несовершеннолетних. Ключевые слова: безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних преступников, преступность несовершеннолетних, профилактика преступности. In this article, based on the study of theoretical and practical material, the current state of social life in Russia is analyzed, which acquires the character of a sharp aggravation of negative trends and processes related to crime, minors. Keywords: neglect and homelessness of juvenile offenders, juvenile delinquency, crime prevention. Актуальность проблемы научной статьи определена собственно тем, что преступность не достигших совершеннолетия лиц принадлежит к глобальным проблемам нашего времени, в решении которых заинтересовано все без исключения всемирное сообщество. Это разъясняется определяющей значимостью вырастающего поколения в обеспечении жизнеспособности общества и его формировании. В том числе и в интересах самых демократических и экономически цивилизованных стран присущ рост преступности несовершеннолетних. Это подтверждает неосуществимость разрешения проблемы преступности несовершеннолетних исключительно национальными средствами и порождает потребность объединения усилий в целом общества, что и обуславливает появление и формирование системы стандартов, норм, нацеленных на разрешение данной проблемы. Преступность несовершеннолетних в нашей стране — явление, на наш взгляд, общественное и отнюдь не новое. Правительство посредством применения тех либо прочих, в первую очередь, правовых, рычагов влияния испокон веков стремилось противоборствовать с «детской» преступностью, то кардинально смягчая ответственность и санкцию несовершеннолетних, практически полностью сменяя их мерами воспитательного воздействия, то ужесточая наказания по типу уголовной репрессии. В сегодняшнее время одной из важных социальных трудностей считается преступность из числа лиц, не достигших совершеннолетия. Несовершеннолетними считаются подростки от 14 до 18 лет, демографическая, социально-психологическая, общественная категория населения, характеризующаяся активным социальным, психологическим, физиологическим формированием при определяющей значимости социально-педагогических факторов. «Подростки считаются более беззащитной категорий общества, так как они в большей степени ощущают состояние стресса и раздражения, их мечты о простом и стремительном обогащении ведут к всевозможным проступкам и преступлениям. Кроме того, на преступность совершенную несовершеннолетними сказываются события, происходящие в разных субъектах нашей страны. Зачастую несовершеннолетние принимают участие в террористических актах, организациях многочисленных массовых волнений, взрывов. Подростки просто вовлекаются в экстремистские группы» [5, с. 3]. Кроме того, стремление подрастающей молодого поколения самоутвердиться зачастую приводит к преступлениям, то есть виновным противоправным деяниям (действиям либо бездействиям), противоречащих требованиям правовых норм и совершенных праводееспособным (деликтоспособным) лицом либо лицами. Преступность из числа несовершеннолетних обусловлена множественными причинами, как внешними, в частности и внутренними: сюда относится совокупность абсолютно всех социальных явлений и целостная система взаимодействующих элементов. Преступность несовершеннолетних — одна из значимых проблем нынешнего общества. Подростки все больше совершают преступления ради корысти, развлечений, финансовых проблем. Современные методы и средства отнюдь не всегда являются результативными, по этой причине следует переосмысление мер предупреждения преступности несовершеннолетних. Сегодня одной из важных проблем нашей страны стала проблема преступности молодого поколения, что во многом связано с реформированием самой политической и экономической жизни общества, рыночным характером отношений. Все это вынуждает задуматься о перспективах развития страны на абсолютно всех сферах жизни: педагогики, социологии, права. Из числа преступлений, совершаемых несовершеннолетними, огромна доля тяжких корыстных и корыстно-насильственных преступлений. Зачастую им присущи, кроме того, черты вандализма, чрезмерной жестокости. «Огромное число этих преступлений происходят в соучастии (чаще всего в форме соисполнительства), в особенности в группе (около половины), что также соответствует специфике психологии подростков. Ориентировочно каждое третье преступное деяние происходит ими совместно с совершеннолетними» [2, c. 21]. Предупреждение преступности зависит и от региона. У каждого региона свое экономическое, социальное формирование. Условия жизни в регионе непосредственно отражают динамику преступности. По этой причине с целью исследования предупреждения преступности несовершеннолетних немаловажно рассмотреть и региональные особенности. Именно данные критерии и отличают преступность несовершеннолетних от взрослых преступлений. Многочисленные ученые-юристы посвящают свои работы исследованию причин и обстоятельств совершения несовершеннолетними преступлений. Из числа ученых нет единого мнения о причинах и обстоятельствах преступности несовершеннолетних. Так, Я. И. Гилинский говорит: «Генезис подростково-молодежной преступности подчиняется общим закономерностям. Нет каких-то специальных, своеобразных причин преступности подростков и молодого поколения. Однако социально-экономическое неравенство, неравенство возможностей, общедоступных людям, принадлежащим к разным группам, своеобразно выражается применительно к подросткам и молодого поколения» [4, c. 84]. Подростковые группы отличаются по содержанию «асоциальной» деятельности: не соблюдающие моральные нормы; нарушающие правовые нормы, помимо уголовных; предкриминальные и криминальные либо преступные. Критериями вторичной классификации служат место формирования (город либо село, конкретные районы города) и уровень открытости групп (открытые, полузакрытые, закрытые). Проблема подростковой преступности (вообще девиантности) коренится в социально-экономических условиях существования, что она не может «решаться» не только лишь уголовно-правовыми мерами, однако и запретительно-репрессивными способами родительского либо школьного «воспитания». Сформировалось стойкое мнение о том, что основными причинами преступности несовершеннолетних и её быстрого роста считаются резкое ухудшение экономических условий и возросшая напряженность в обществе. В работе Х. М. Шахбановой отмечено: «Преступность несовершеннолетних содержит свои причины. Ребята из асоциальных семей, не имеющие средств существования, зачастую вовлекаются в нерегламентированные и криминальные сферы деятельности (работа на улице в неудовлетворительных условиях, занятие проституцией, занятость в порнографическом бизнесе, торговля табачной, алкогольной продукцией), связанные с риском для здоровья, психологического и социального развития» [7, c.19]. Таким образом, причины преступности несовершеннолетних могут быть различными, но общее между ними то, что в основной массе случаев молодые люди совершают преступления, будучи за пределами контроля. Немаловажно выделить, то, что преступления происходят не только подростками из неблагополучных семей либо сиротами, однако и несовершеннолетними, которые имеют благополучные семьи. Подростки из благоприятных семей совершают преступления для веселья, спора, у них присутствует ощущения вседозволенности, ощущение безнаказанности, нередки случаи, когда, в частности, подростки притягивают к себе внимание родителей. Таким образом, социальный статус не всегда представляет главную значимость. Подростки из благоприятных семей также совершают преступления, которые не менее жестоки и опасны для общества. Ежегодно выявляется больше 100 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей. Подавляющее большинство из них — социальные сироты, то есть брошенные родителями либо отобранные у родителей, не исполняющих своих обязательств по воспитанию и содержанию детей. На втором месте причины социально-экономические. Возможно, это разъясняется тем, во-первых, что подростков, нуждающихся в деньгах, пропитании, с каждым годом возрастает. Во-вторых, экономическая обстановка в России далеко не стабильна, некоторые не могут найти работу. Возможность взять кредиты привела к тому, что многие только на него и трудятся, а на потребности недостаточно ресурсов. Наименьшее число преступлений совершенно по причинам неорганизованного досуга. Это связано с тем, что на сегодняшний день в школах подростки проводят довольно длительное время, занимаясь дополнительно, посещая всевозможные пришкольные секции и кружки. Кроме того, подросткам компьютерные игры заменяют друзей, прогулки. Для организации предотвращения преступности немаловажно понимать условия, которые провоцируют несовершеннолетних на совершение преступлений. Родители, стремясь обеспечить достойное существование, игнорируют процесс воспитания ребенка, полагая, что несовершеннолетний совершенно взрослый, а значит, уже может отдавать отчет собственным действиям. Но не все подростки и молодые люди могут действительно оценить собственные действия. Родители, которые ведут асоциальный образ жизни, также не заботит время препровождения детей, по этой причине, если несовершеннолетний уже втянут в преступления, поздно понимают, что упущено время и воспитание. Следовательно, беспризорность провоцирует несовершеннолетних на преступления, полагая, что им многое дозволено, их не отыщут либо в силу возраста не привлекут к ответственности. Такое поведение обуславливается тем, что молодые люди не знают своих обязанностей. По этой причине вторым обстоятельством преступности несовершеннолетних считается безнаказанность. Большая часть подростков, понимая, то, что уголовная ответственность несовершеннолетних наступает с 16 лет, в редких случаях с 14 лет (статья 20 УК РФ), безнаказанно совершают преступления. Обсуждался вопрос о снижении возраста уголовной ответственности для несовершеннолетних. В Государственной Думе Российской Федерации работали над законопроектом, идея которого возникла у комитета Государственной Думы Российской Федерации согласно конституционному законодательству и государственному строительству. Депутатами Государственной Думы Российской Федерации предлагалось снизить возраст с целью привлечения к уголовной ответственности за совершение тяжких и особо тяжких преступлений вплоть до 12 лет. Согласно словам члена комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству В. А. Поневежского, «данная мера обусловлена тем, что поражает жестокостью несовершеннолетних, которых привлечь на сегодняшний день к ответственности согласно закону невозможно. Парламентарий убежден, то, что боязнь перед санкцией станет останавливать малолетних преступников» [1, c. 28]. Помимо этого, предполагалось поднять и верхнюю возрастную планку для преступников, которым не исполнилось ещё 18 лет. В настоящее время предельный срок лишения свободы для них является 10 лет. Новый документ станет учитывать для несовершеннолетних пожизненное заключение согласно некоторым составам преступлений. Несмотря на то, что у сегодняшних подростков психологами отмечается акселерация, не все несовершеннолетние готовы действительно и адекватно оценивать сформировавшуюся ситуацию, не попасть под влияние старших. По этой причине, на наш взгляд, нужно не ужесточать меры, а искоренять причины преступности, создавать бесплатный досуг подросткам, больше внимания отдавать контролю детским домам, из которых несовершеннолетние убегают. В истории России уголовная ответственность несовершеннолетних устанавливалась с 7, 10, 12 лет, и подростки находились совместно с взрослыми, к ним применяли те же меры. Но это не помогало бороться с преступностью. Таким образом, жестокость — это не выход [6, c. 52]. Н. И. Беляев к главным вопросам преступности несовершеннолетних причисляет «российское законодательство, отличающееся несбалансированностью, отсутствием последовательности и не обеспечивающее в должной мере прочную правовую защиту от жестокого обращения взрослых в семье, в воспитательных и образовательных организациях. Неидеальны и нуждаются в большей конкретизации кроме того административно-правовые меры предупреждения и противодействия детской безнадзорности, проституции, токсикомании, алкоголизму и наркомании» [3, c. 12]. Российское право, как и другое, несовершенно и небезупречно, в нем имеются пробелы, коллизии, не предусмотрены некоторые особенности. Тем не менее, уголовное право должно быть безупречным, так как оно касается судьбы человека. Судимость — это не украшение, по этой причине следует избегать судебных ошибок, в особенности в отношении подростков. В юридической практике зачастую встречаются случаи, когда за аналогичные преступления подсудимые получают значительно отличающиеся сроки. Мало кто может объяснить, по какой причине это происходит. По этой причине закон должен быть единым для всех. Таким образом, проведя исследование причин и условий преступности несовершеннолетних, немаловажно выделить то, что на преступность оказывает большое влияние обстановка в стране, условия существования несовершеннолетних, его семья. Важно бороться с причинами и условиями преступность несовершеннолетних не жестокими мерами, а с пониманием и осознанием, что за каждое преступное деяние должно быть наказание. Подростки и родители должны понимать, то, что несовершеннолетний имеет свои обязанности, и он отвечает за свои проступки и поступки. Цель закона направить на путь исправления, а для этого он должен быть совершенным и единым для абсолютно всех. Чем больше несовершеннолетних становится, на путь преступлений, тем больше опасность эскалации преступности, то есть её самопорождения, саморазвития по присущим ей законам. Известно, то, что корни формирования криминогенных и криминальных групп несовершеннолетних находятся в семейном неблагополучии подростков, их неудовлетворительном состоянии в первичном учебном коллективе (классе, учебной группе), в несоблюдении принципа социальной справедливости в отношении отдельных учащихся, заформализованности работы с ними. Все это они стремятся компенсировать свободой на «улицах» в среде таких же отвергнутых и непонятых. Именно потребность в общении (у подростков она особенна, обострена), потребность в самоутверждении, в осуществлении собственных возможностей и способностей, в признании окружающих, поиск психологической и физической защиты от необоснованных притязаний окружающих, вынуждает их объединяться в группы. Хотя о подростковой преступности можно узнать, увидеть и в том числе и можно испытать на себе, большая часть людей все ещё не восприняли серьезно эту проблему.


Дистанционное родительское собрание на тему:

 

РОЛЬ СЕМЬИ

В ПРОФИЛАКТИКЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ

СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ                

 

Уважаемые родители!

    Сегодня наша встреча посвящена проблеме роста правонарушений среди  подростков. Что же является причиной роста преступности?

Современная психология, педагогика утверждает: в воспитании детей семью не заменит никто, особенно в раннем возрасте. Контакт с родителями необходим детям для их полноценного развития. Известный французский государственный деятель Ламартин сказал: «Учитель разума – в школе, учитель души – в кругу семьи».

        Насилие, жестокость, агрессивность, вандализм, терроризм захлестнули в последние годы нашу страну. В волну преступности всё чаще оказываются втянутыми несовершеннолетние, действия которых поражают цинизмом, дерзостью, глумлением над жертвами.

        В подростковой среде растёт чувство агрессивности, равнодушия, неуверенности в завтрашнем дне. Насилие и преступность подростков – не абстрактные факты, а реальные судьбы конкретных мальчишек и девчонок, которые подрастая, превращались в маленьких садистов, хладнокровно уничтожающих кошек и собак, придающих мучениям своих друзей, близких, знакомых и незнакомых.

  Поэтому в настоящее время на первый план выходят вопросы профилактической работы с несовершеннолетними.

 

Откуда же берётся в столь юных созданиях деформация нравственных ценностей и ориентиров, которая приводит их к совершению правонарушений и преступлений?

        Всё начинается с малого – пропуска занятий. От безделья и большого количества соблазнов у ребёнка возникает желание хоть чем-нибудь заняться. Вот и начинается воровство, хулиганские выходки.

        Атмосфера психологической напряжённости, частые или затяжные конфликтные семейные ситуации сильно действуют на ребёнка и всегда резко отрицательно. В таком состоянии дети легче поддаются внешним влиянием, так как стремятся к разрядке внутреннего напряжения. Разногласия между родителями тесно связаны с развитием у детей склонности к нежелательному поведению.

        Источник нравственной и педагогической запущенности детей необходимо искать в тех отношениях, которые сложились в семье.

        В период своего становления ребёнок встречает и грубость, и жестокость, но только тогда их усваивает, им подражает, когда в семье отсутствует взаимопонимание, поддержка, когда терпят провал попытки утвердить себя с положительной стороны и найти сочувствие, отклик у самых близких людей.

        Семья превращается для многих подростков в фактор, травмирующий и деформирующий их юные души. Ведь только в результате поражения семей алкоголизмом и наркоманией ежегодно около 60 тыс. детей остаются без родительского попечения. За последние три года 40 тыс. отцов и матерей лишены родительских прав, более 50 тыс. ограничены в дееспособности. Исходя из данных исследований – среди осужденных за изнасилование подростков около 48 % – дети из неполноценных семей.

Эти удручающие цифры – свидетельство десятков тысяч изломанных судеб, озлобившихся душ детей, которые уже с малых лет лишены всего того, что делает человека человеком. Но семей, где не хотят правильно воспитывать детей, сознательно прививают им антиобщественные взгляды, буквально единицы. Гораздо чаще родители или не умеют (обычно этого не сознавая) воспитывать детей, или не могут из-за целого ряда причин, где известную роль играют и такие, как болезнь, занятость.

Трудные дети вырастают и в тех внешне благополучных семьях, где родители равнодушны к внутреннему миру своих детей. Более двух третей подростков, совершивших правонарушения, воспитывались в формально полной семье, в семье с нормальными материальными и жилищными условиями.

Таким образом, решающим является не состав семьи, а те взаимоотношения, которые складываются между ее членами. Именно неблагополучные взаимоотношения в семье, отрицательный пример родителей являются одной из важнейших причин появления трудных подростков. Положение детей в таких семьях исключительно тяжелое, их личность здесь постоянно ущемляется. И агрессивность подростков возникает зачастую как своеобразная форма самозащиты.

        Многие родители считают, что воспитывать будут позже, когда сын или дочь пойдёт в школу, а пока пусть бегает, играет, развлекается. И поэтому упускают драгоценное время. Иногда родители следуют такой логике: моя семья, мои дети, я воспитываю их, как хочу и как могу.

        Но воспитание не может быть делом личным, так как растёт будущий гражданин, член общества. Поэтому правильно воспитывают те родители, которые придерживаются позиции: воспитание не личное, а общественное дело. Супругам семья не заменит всё. Им необходимы любимая работа, друзья, трудовой коллектив. Ребёнку семья тоже не заменит всего. Ему нужны друзья, коллектив сверстников, общение с окружающим миром. И для этого мира, для жизни среди людей воспитывает ребёнка именно семья.

 Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – это система мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, правонарушениям несовершеннолетних.

        Профилактическая работа с обучающимися – процесс сложный,  продолжительный по времени. Специфическая задача в сфере предупреждения правонарушений заключается в проведении ранней профилактики. Основой ранней профилактики является создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у учащихся определенного возраста.

Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная  помощь могут сыграть важную роль в предотвращении деформации личности растущего человека, которая приводит к правонарушениям и преступлениям.

 В педагогической литературе выделяют следующие стадии отклоняющегося поведения детей:

неодобряемое поведение – поведение, эпизодически наблюдаемое у большинства детей и подростков, связанное с шалостями, озорством, непослушанием, непоседливостью, упрямством;

порицаемое поведение - поведение, вызывающее  осуждение окружающих, педагогов, родителей (эпизодические нарушения дисциплины, случаи драчливости, грубости, дерзости, нечестности);

девиантное поведение - нравственно отрицательные действия и поступки (лживость, притворство, лицемерие, эгоизм, конфликтность, агрессивность воровство и т. д.), принявшие характер систематических или привычных;

предпреступное поведение - поведение, несущее в себе зачатки криминального и деструктивного поведения (эпизодические умышленные нарушения норм, регулирующих поведение и взаимоотношения людей в обществе, хулиганство, избиения, вымогательство, распитие спиртных напитков, злостные нарушения дисциплины и общепринятых правил поведения и т. д.);

противоправное или преступное поведение - поведение, связанное с различными правонарушениями и преступлениями.

 Назову наиболее существенные дефекты межличностных отношений, с которыми ребенок сталкивается в семье и за которыми следует нравственная деформация формирующейся личности.

 Неблагоприятные условия семейного воспитания

Асоциальное поведение родителей. Для ребенка самый действенный образец это его родители. Данные ряда научных исследований свидетельствуют о том, что каждый третий несовершеннолетний правонарушитель воспитывался в такой семье, где он постоянно сталкивался с резко отрицательными аспектами поведения родителей: систематическим пьянством, скандалами, развратом, проявлениями жестокости, совершением взрослыми преступлений. Из семей, где повседневное поведение взрослых носит антиобщественный характер, выходит в 10 раз больше детей с отклонениями в поведении, чем из других семей.

 Недостаточное внимание и любовь со стороны родителей. В морально неблагополучной семье у детей остается неудовлетворенной одна из важнейших психологических потребностей - потребность во внимании и любви со стороны родителей. Ухоженный, вовремя накормленный и модно одетый ребенок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, интересов и переживаний никому нет дела. Такие ребята особенно стремятся к общению со сверстниками и взрослыми вне семьи, что в известной степени компенсирует им нехватку внимания, ласки и заботы со стороны родителей. Однако если это общение приобретает нездоровый интерес, оно пагубным образом отражается на моральном развитии и поведении детей.

Эмоциональная холодность родителей и их эгоизм превалируют над всем остальным в семье. Бывает, что родители исходят из неправильных педагогических посылок, когда считают, что, чем меньше они будут выражать свои чувства по отношению к своим детям, тем менее избалованными они вырастут, тем больше они будут их любить. Эти люди не понимают, что выражение чувств и баловство детей – вещи разные. Часто у родителей отсутствует настоящая любовь по отношению к ребенку, поскольку он появился на свет не тогда, когда они этого хотели. Некоторые отцы и матери не испытывают теплых чувств к своим детям, если они не соответствуют их представлению о том, как должен выглядеть и как должен вести себя ребенок «приличных» родителей.

 Гиперопека. В семьях, где все определяется правилами и инструкциями, также не остается места для нравственности, так как нравственность предполагает, прежде всего, свободу выбора. Родители так боятся, чтобы их дети не наделали ошибок, что, по сути дела, не дают им жить. В какие бы красочные одежды ни рядилась гиперопека - заботливости, желания добра и блага во спасение, - она все равно остается самой распространенной ошибкой воспитания. Следствие - инфантильность, несамостоятельность, личная несостоятельность ребенка. При ослаблении контроля старших он оказывается дезориентированным в своем поведении. Примером этому могут служить случаи, когда послушные дети заботливых родителей оказываются вовлеченными в противоправные действия.

Чрезмерное удовлетворение потребностей ребенка. В семьях, где детям ни в чем не отказывают, потакают любым капризам, избавляют от домашних обязанностей, вырастают не просто лентяи, а потребители, жаждущие все новых и новых удовольствий и благ. Отсутствие привычки к разумному самоограничению нередко толкает их на преступления, совершаемые под влиянием мотивов и желаний чисто потребительского характера. Нередко «слепая» родительская защита детей порождает у них уверенность в полнейшей своей безнаказанности.

 Чрезмерная требовательность и авторитарность родителей. Излишняя суровость родителей, чрезмерное использование всевозможных ограничений и запретов, наказаний, унижающих детей, оскорбляющих их человеческое достоинство, стремление подчинить ребенка своей воле, навязывание своего мнения и готовых решений, категоричность суждений и приказной тон, использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания, разрушают атмосферу взаимопонимания и доверия, нередко толкая детей на преступления.

 

 Бездуховность жизни семьи. Стремление к обладанию различными труднодоступными потребительскими благами, жажда престижных, а порой и запретных удовольствий – вот главнейшая внутренняя побудительная сила, которая движет сегодня действиями и поведением молодых. Факты свидетельствуют, что многие семьи как раз своим образом жизни, своей системой ценностей и порождают в детях развитие мотивации вседозволенности. Ведь нет в принципе «плохих», порочных по своей природе потребностей, но есть безнравственные, асоциальные средства и способы их удовлетворения. Если папа, скажем, в состоянии дать взятку инспектору ГИБДД, а не оплатить штраф, как положено, то сын приобретает за шоколадку решение контрольной работы по математике, словом, действует в своих масштабах, но в том же нравственном диапазоне.

 

 Завистливая семья. Зависть может быть возможным источником трудновоспитуемости подростков. Это неприязненно-враждебное чувство к чьим-то успехам, популярности, моральному превосходству. Нередко она вырастает из осознания своей ущербности в сравнении с другими, из искаженной потребности в самоутверждении. У подростка возникает недоброжелательное отношение к тому, кто счастливее или умнее, сильнее или авторитетнее, популярнее. Еще примитивнее чувство зависти к одежде, вещам. Подросток требует от родителей купить такую же вещь, как у товарища. Если они выполняют требуемое, тщеславие подростка удовлетворяется, зависти не возникает, если нет, – это чувство растет, складываются конфликтные отношения с родителями, сверстниками. Подросток даже может стать на путь правонарушения. Зависть у ребенка может возникнуть, как следствие неумения родителей развивать его дарования и способности. Очень важно, чтобы ребенок в какой-то области имел непререкаемый авторитет среди сверстников, научился какому-либо делу, где бы проявлялись его способности, одаренность. В силу разных причин у детей из вполне благополучных семей появляются ростки нездорового соперничества, зависти и т. п. И как здесь не вспомнить слова П.Ф. Лесгафта о том, что лицемерие, зависть, тщеславие ребенка – это всегда следствие лицемерия, зависти, тщеславия его родителей или других взрослых.

         Ещё я бы хотела  немного рассказать о молодежных субкультурах.  Субкультура - это часть общей культуры, системы ценностей, обычаев, традиций, присущих большой социальной группе.
Данные объединения могут быть легальными и нелегальными, т.е.   формальными и неформальными.

 Формальные - это детские и молодежные организации, деятельность которых регулируется государством. 

Неформальные – это молодежные организации,  деятельность которых не регулируется государством. Они отличаются от других своими взглядами, принципами, убеждениями. Создают группы, имеют свой имидж, имеют свою символику и атрибуты. Каковы же их причины возникновения?
 Причины возникновения 

  • Вызов обществу, протест;
  • Вызов семье, непонимание в семье;
  • Нежелание быть как все;
  • Желание утвердится в новой среде;
  • Привлечь к себе внимание;
  • Копирование  западных структур, течений, культуры;
  • Дань моде;
  • Отсутствие цели в жизни
  • Влияние криминальных структур, хулиганства;
  • Возрастные  увлечения.
    Почему все больше подростков становятся неформалами.  Я уверена, что каждому из вас случалось идти по городской улице, ехать в транспорте или просто смотреть телевизор и видеть людей, которые чем-то не похожи на других. У кого-то на голове ирокез, кто-то весь в металле, а кто-то в черной коже проносится мимо вас на мотоцикле. Чаще всего это и есть неформалы - представители современных субкультур. Неформальные субкультуры существуют, но мы не знаем их сути. Их отголоски присутствуют и у наших детей. Это пирсинг в носу, выбритые полоски на голове, необычный макияж, одежда.

Начну  с наиболее известного молодежного течения ГОТЫ. 
 Готы - ДЕТИ ТЬМЫ 

 Огромные подведенные тушью глаза на белом от пудры лице, торчащие во все стороны волосы цвета вороньего крыла и черная одежда.... Обычный человек может называть их ненормальными, сектантами или даже сатанистами, но сами они выбрали для себя другое имя: ГОТЫ. Это люди в черном. Они хотят всем показать, что чернота у них снаружи и внутри.  

 ПАНКИ

    Стандартной панковской прической считается "ирокез" - полоска длинных вертикально стоящих волос на стриженой голове. Распространены также бритые полголовы с длинными волосами и даже просто выбритые виски при длинных волоcах. Панки не имеют своей программы, они слоняются по городу, бездельничают и хулиганят. От учебы отлынивают, паразитируют за счет родителей.
БАЙКЕРЫ
   Внешний вид байкеров: бандана (головной платок тёмных тонов, завязанный на пиратский манер на затылке) или черная вязаная шапочка, "косуха" (кожаная куртка с замком наискосок) или кожаная мотокуртка (часто поверх мотокуртки надевается джинсовая или кожаная жилетка без рукавов с "цветами" (символикой) мотоклуба), кожаные штаны. Бейкеры часто отпускают длинные волосы, усы, бороды. Для защиты глаз от ветра носят очки, нередко игнорируют шлемы. Символом байкеров является череп. И многие другие направления.
 

 Поиск конструктивного взаимодействия семьи с ребёнком

Сохраняйте спокойствие и достоинство: криками и угрозами вы ничего не добьётесь.

Разберитесь в ситуации. Не делайте категоричных выводов.

Сохраните доверие ребёнка к себе.

Поговорите с ним на равных. Вполне возможно, что ребёнок ведёт себя вызывающе, чтобы самоутвердиться, пережить жизненную драму.

Узнайте как можно больше о том, что происходит с вашим ребёнком. Не верьте ему полностью – правда лежит где-то посередине.

Измените своё отношение к ребёнку, признав, что он уже взрослый и сам может отвечать за свои поступки.

Не позволяйте собою манипулировать.

Не исправляйте за ребёнка его ошибки.

Меньше говорите, больше делайте.

Установите разумные границы контроля.

Помогайте ребёнку изменить жизнь к лучшему.

Постарайтесь восстановить взаимопонимание с ребёнком.

Итак, товарищи, родители, от вас зависит то, как видит мир подросток, что его волнует, удивляет, заботит, трогает, пробуждает сочувствие и презрение, любовь и ненависть. Во время обсуждения с детьми книг, статей, телепередач, посвящённых нравственно-правовым вопросам, родителям необходимо формировать в детях чувство долга и ответственности. Ответственность – это значит ответственность перед кем-то и за кого-то.  «Не знал», «не думал»,  «не хотел» - этот лепет можно слышать от подростков – правонарушителей, но это не оправдание и даже не объяснение содеянного.

Правовая основа воспитания

Правовой основой воспитания и образования несовершеннолетних детей являются соответствующие нормы Семейного кодекса РФ.

 Принципиальное значение имеет закрепление в п. 1 ст. 63 СК РФ положение о том, что родители не только имеют право, но и обязаны воспитывать своих детей, заботится об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии. В этой связи вполне обоснованно установление Семейным кодексом РФ ответственности родителей за воспитание и развитие ребенка, что соответствует и требованиям ст. 18 и 27 Конвенции  ООН о правах ребенка.

 В частности, за неисполнение обязанностей по воспитанию детей  родители могут быть привлечены к различным видам юридической ответственности: административной (ст. 5.35 КоАП РФ), семейно-правовой (ст. 69 и 73 СК РФ), уголовной (ст. 156 УК РФ).

        Поэтому задача родителей состоит в предупреждении подростков об опасностях в игре с законом. 

        Что бы ни случилось с сыном или дочерью, родители, прежде всего, должны проанализировать собственные ошибки и недостатки. В этом заключается разумность в отношениях взрослых и детей – основа семейного воспитания.  

Работа школы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних

    Согласно Закону «Об образовании» №120-ФЗ, в компетенцию образовательных учреждений входят следующие задачи:

  1. Оказание социально- педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении.

Ликвидация пробелов в знаниях учащихся является важным компонентом в системе ранней профилактики асоциального поведения. Ежедневный контроль успеваемости со стороны классного руководителя и родителей позволяют своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения индивидуальной работы с такими учащимися, организовать помощь педагогом-предметником и успевающими учениками.
Если учащийся по каким-либо причинам не усвоил часть учебной программы, у него появляется психологический дискомфорт, оттого, что он не усваивает дальнейший учебный  материал, ощущает себя ненужным на уроке, ему скучно, и он ищет понимание у дворовых ребят, «друзей с улицы». В конечном итоге, он может стать добычей преступной среды.

  1. Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования. 

Борьба с прогулами занятий является вторым важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений.
Необходимо учитывать, что у ученика, прогулявшего хотя бы один день занятий, если не принять к нему своевременных мер, появляется чувство безнаказанности, которое подтолкнет его на повторные прогулы и в конечном итоге превратит в злостного прогульщика.  Такого подростка очень легко вовлечь в  преступную деятельность.
 Классные руководители   ежедневно контролируют  посещаемость уроков. В случае пропуска занятий учеником у родителей выясняется причина отсутствия.   Устанавливается контроль со стороны родителей и педагогов за поведением «прогульщика».
Когда прогулы носят систематический характер, школа подключает  работников полиции и Комиссии по делам несовершеннолетних, принимает  меры  к родителям, которые не обеспечивают контроль обучения и воспитания ребенка. Своевременное принятие мер и обсуждение на заседаниях Комиссии, в подавляющем большинстве случаев дает положительные результаты.

 

3.   Выявление семей, находящихся в социально-опасном положении. Семья, находящаяся в социально-опасном положении, – семья, имеющая детей, находящихся в социально-опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.

4.   Обеспечение организации общедоступных спортивных секций,  кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних.

     Организация досуга учащихся, широкое вовлечение учащихся во внеурочную работу, школьное самоуправление,  занятия спортом, кружковую работу - одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения.
Классными руководителями и руководителями дополнительных занятий  привлекаются в спортивные секции, кружки  учащиеся, особенно дети «группы риска». Организация предметных и спортивных олимпиад, конкурсов, выставок, привлечение к ним детей не только в качестве участников, но и болельщиков, зрителей, организаторов, помогает удовлетворить потребность ребят в общении, организует их активность в школе, значительно ограничивая риск мотивации на асоциальное поведение.

 

6. Проведение индивидуальной воспитательной работы. Одним из важнейших направлений школы профилактической   деятельности является выявление, постановка на внутришкольный контроль обучающихся с асоциальным поведением и разработка для них индивидуальной воспитательно-образовательной программы.
Процедура постановки на внутришкольный контроль начинается при наличии заявления родителей об оказании им помощи, либо заявления педагогов и информации государственных органов (КДН, информации из ПДН и т.п.).
Поводом для постановки ученика на в\ш учет могут служить конкретные отклонения от социальных норм в поведении ученика, например, систематические прогулы занятий, склонность к бродяжничеству,  вымогательству, агрессивные действия, направленные против личности, алкоголизм, наркомания, хищения и т.д.
Руководители и педагогические работники имеют право в установленном порядке посещать несовершеннолетних, проводить беседы с ними и их родителями (законными представителями), запрашивать информацию у государственных органов, приглашать для выяснения указанных вопросов несовершеннолетних, их родителей.

    Притча. Жили по соседству два мудреца: один - добрый, другой - злой. Злой всегда завидовал доброму, что у него много друзей, что люди идут к нему за советом. И он решает отомстить. Поймав бабочку, злой мудрец подумал: «А что если я у него спрошу: «Какая у меня в руке бабочка: мёртвая или живая?» Если он ответит живая - я сожму ладонь, и все увидят мертвую бабочку и отвернутся от него, а если скажет мёртвая - я разожму ладонь - бабочка улетит, и всё равно все от него отвернутся». С такими намерениями и отправился злой мудрец к доброму. Возле доброго мудреца толпились друзья. «У меня в кулаке бабочка, - какая она?» - спросил злой мудрец, ухмыляясь. Добрый ответил: «Всё в твоих руках!»

Помните: всё в наших руках, именно от нас, родителей, в большей степени зависит, каким вырастет наш ребенок, каким он войдет во взрослую жизнь. И самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не их слова и нравоучения.

Что же можно сказать в заключение?

 Помните: какие бы поступки дети не совершали - это наши дети. И наши дети-это  большое счастье. В наших руках сделать их счастливыми, ведь каждый ребенок рождается для счастья.

 Спасибо за внимание!

Памятка для детей и родителей о юридической ответственности несовершеннолетних

ДОРОГОЙ ДРУГ!

 

Тебе ещё не исполнилось 18 лет, значит ты — несовершеннолетний.

Твои права закреплены в Конституции РФ, в других законах Российской Федерации. А также в международном документе — Конвенции ООН о правах ребенка.

Но ты должен знать, что кроме прав у тебя есть обязанность — соблюдать законы. Ты будешь успешным, если будешь юридически грамотным и законопослушным гражданином.

Как все граждане нашей страны, ты несешь ответственность за нарушение прав других людей и совершение противозаконных поступков. За нарушение или неисполнение законов ты можешь быть привлечен к ответственности:

■       уголовной;

■       административной;

■       гражданской;

■       дисциплинарной.

НЕ НАРУШАЙ ЗАКОНОВ!

Но если так случилось, что ты оступился - не опускай руки, исправляй ошибки. В этом тебе помогут знания законов.

 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ 

УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС (УК РФ) — это закон, который определяет, какие действия человека являются преступными, и ус­танавливает наказания за них. 

КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ (КОАП РФ) — это закон, о правилах поведения людей в обществе и ответ­ственности за нарушение общественного порядка.

ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС (ГК РФ) — это закон о личных, семейных, хозяйственных отношениях людей, о собственности, сделках, наследстве

ТРУДОВОЙ КОДЕКС (ТК РФ) — это закон о правах, обязанностях и ответственности работающих людей из образовательного учреждения возможно за совершение противоправных действий и за грубые и неоднократные нарушения устава образовательного учреждения с согла­сия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Однако если такие нарушения допускают учащиеся, которым к моменту совершения нарушений не исполнилось 14 лет, исключить их из образовательного учреждения нельзя.

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Уголовная ответственность — это самый строгий вид ответственности. Она наступает за совершение преступлений.

В Уголовном кодексе РФ есть специальный раздел «Уголовная ответственность несовершеннолетних», в котором учтена специфика твоей возрастной группы.

Полная уголовная ответственность наступает с 16 лет.

Но за некоторые виды преступлений (кража, грабеж, разбой, вымогательство, угон автомобиля и некоторые другие) уголовная ответственность наступает уже с 14 лет.

ТЫ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ!

Если в правоохранительные органы (например, в мили­цию, прокуратуру) поступают сведения о совершении преступления, сначала проводится проверка этих фактов, затем, если факты подтвердились, возбуждается уголовное дело и начинается расследование. В ходе этого рассле­дования ты можешь быть привлечен в качестве свидетеля, а если ты причастен к совершению преступления — в качестве подозреваемого.

На стадии проверки, если ты можешь иметь отношение к преступлению, тебя могут опросить. Если уголовное дело уже возбуждено и начато расследование, тебя могут вызвать на допрос, который должен проводиться ПО СЛЕДУЮЩИМ ПРАВИЛАМ:

1. Если ты являешься свидетелем или потерпевшим и  тебе менее 14 лет, должен присутствовать педагог, и могут присутствовать твои законные представители обратиться в суд с иском к несовершеннолетнему и/или законным представителям (родители, усыновители, опекуны или попечители, представители учреждений или организаций, на по­печении которых находится несовершеннолетний, орган опеки и попечительства, либо администрация по месту учебы).

До достижения ребенком 18 лет в суде по гражданским делам интересы несовершеннолетнего должны представлять законные представители. В гражданском процессе не предусмотрено мер пресечения, задержания или иных принудительных мер.

2. На допросе ты обязан говорить только правду. Если тебе 16 лет и больше, за дачу заведомо ложных показаний или отказ от дачи показаний ты можешь быть привлечен к уголовной ответственности, о чем тебя предупредят в начале допроса.

3. Если ты подозреваешься или обвиняешься в соверше­нии преступления, в допросе обязательно должен участвовать защитник. Если тебе нет 16 лет, обязательно участие в допросе педагога или психолога. Твои законные представители также могут присутствовать при допросе или других следственных действиях на основании постановления следователя об их допуске. Вызвать тебя на допрос могут только через законных представителей. Участие защитника обязательно должно быть обеспечено (ст.48 Конституции РФ), а участие твоих родителей должно быть обеспечено по их требованию.

4. Ты можешь быть задержан, если:

 - подозреваешься в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы;

 - застигнут на месте преступления или сразу после его совершения;

 - на тебя укажут потерпевшие или очевидцы преступления,

 - у тебя будут обнаружены явные следы преступления, а также в некоторых других случаях, например, если не установлена твоя личность.

5. О задержании должны немедленно уведомляться твои законные представители.

6. При задержании ты имеешь право на телефонный звонок.

7. С момента задержания ты имеешь право требовать предоставления защитника (адвоката).

8. Тебе сразу должны разъяснить, на каком основании и по какому подозрению ты задерживаешься. В течение 3 часов должен быть составлен протокол задержа­ния, который тебе следует внимательно прочитать и подписать, если в нем все указано верно. Если ты не согласен с тем, что указано в протоколе у тебя есть право написать свои замечания, уточнения, дополне­ния, заверив их подписью.

9. Задержать тебя могут на срок не более 48 часов (этот срок может быть продлен до 72 часов, если необходим сбор дополнительных доказательств) (ст.22 Конституции РФ, 108 УК РФ). Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов (статья 22 Конституции РФ, ст.5 УПК РФ), после чего должны либо отпустить, либо на основании постановления судьи заключить под стражу, что допускается только по подозрению в совершении тяжкого и особо тяжкого преступления.

10. До начала допроса по твоей просьбе должно быть обеспечено право на свидание с защитником наедине.

ПОМНИ! Уголовная и гражданская ответственности за одно и то же правонарушение могут наступать вместе (к примеру, лишение свободы и возмещение вреда (денежная компенсация) потерпевшему). Также могут вместе наступать административная и гражданская ответственности.

Ты должен знать — нарушил Закон, обязательно последует наказание.

Для несовершеннолетних предусмотрено всего шесть видов уголовного наказания (ст. 88 УК РФ):

■       штраф, назначается не только при наличии у несовершеннолетнего осужденного самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание, но и при отсутствии таковых, тогда штраф может быть взыскан с родителей или других законных представителей.

■       обязательные работы, заключаются в выполнении ра­бот посильных для несовершеннолетнего, и исполняются им в свободное от учебы или основной работы время (ч. 3 ст.88 УК РФ), назначаются на срок от 40 до 160 час,

■       исправительные работы назначаются несовершенно­летним осужденным на срок до 1 года. Это наказание применяется только к работающим несовершеннолет­ним.

■       арест (ст. 88 УК РФ), назначается несовершеннолет­ним, достигшим возраста 16 лет, на срок от 1 до 4 месяцев.

■       лишение свободы на определенный срок (не свыше 10 лет), назначается только тогда, когда исправление и перевоспитание несовершеннолетнего невозможно без изоляции от общества.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Административная ответственность наступает за правонарушения, которые не подлежат уголовной ответственности.

Согласно ст.2.3. Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях, административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет.

Административный кодекс определяет перечень таких нарушений:

 - мелкое хищение,

 - нарушение правил дорожного движения пешеходами и иными участниками дорожного движения,

 - управление транспортными средствами лицами, не имеющими на это права,

 - мелкое хулиганство,

 - распитие пива, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление наркотических средств,

 - появление в общественных местах в состоянии опьянения,

 - злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работников милиции и т.д.

Однако если ты распиваешь спиртные напитки или появляешься в состоянии опьянения в общественном месте, и при этом тебе нет 16 лет, административную ответственность будут нести твои родители. При этом не имеет значения, каким способом было достигнуто состояние опьянения: употребление вина, пива, либо медицинских препаратов и иных веществ. Лица, предлагающие тебе спиртные напитки или иные одурманивающие вещества, также подлежат административной ответственности.

Твои родители также будут нести ответственность, если ненадлежащим образом воспитывают тебя.

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

 Гражданско-правовая ответственность наступает за причинение имущественного вреда кому-либо или причинение вреда здоровью, чести и достоинству и т.д. Гражданско-правовая ответственность — это имущественное (как правило, денежное) возмещение вреда пострадавшему лицу. Даже если вред причинен чьему-либо здоровью или оскорблена чья-то честь и достоинство, компенсировать вред нужно будет в виде определенной денежной суммы.

Статья 1073 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) устанавливает, что за вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим 14 лет (малолетним), отвечают его родители (усыновители) или опекуны.

Если тебе от 14 до 18 лет, согласно ст. 1074 Гражданского кодекса РФ, ты самостоятельно несешь ответственность за причиненный вред на общих основаниях.

В случае, когда у несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, вред должен быть возмещен полностью или в недостающей части его родителями (усыновителями) или попечителем.

ПОРЯДОК ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

К гражданской ответственности несовершеннолетний привлекается по решению суда. Это значит, что если несовершеннолетний и его законные представители не хотят добровольно возместить ущерб пострадавшему, он может обратиться в суд с иском к несовершеннолетнему и/или законным представителям.

ИНЫЕ МЕРЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ К НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ

 Кроме перечисленных есть и иные меры, применяемые к несовершеннолетним:

если несовершеннолетний в возрасте 11 лет и старше совершил уголовно наказуемое деяние, но еще не достиг возраста уголовной ответственности, либо осужден за совершение преступления средней тяжести и освобожден судом от наказания, он может быть помещен в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.

Ещё одной мерой, применяемой к несовершеннолетним, является исключение из образовательного учреждения (школы, училища и т.д.). В соответствии с действующим законодательством исключить несовершеннолетнего из образовательного учреждения возможно за совершение противоправных действий и за грубые и неоднократные нарушения устава образовательного учреждения с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.